forum2015

It is free, easy and convenient!
Fast customization for your website
You can add links to images
Change the color and transparency using the admin panel

Китайская система образования: опыт для России

Мясников Владимир Степанович,
Академик Российской Академии Наук

 

myasnikov

Глубокоуважаемые коллеги, я хочу поблагодарить Оргкомитет за то, что мне была предоставлена возможность участвовать в уже восьмой сессии
нашего Форума. Тема моего доклада – китайская система образования и некоторый опыт, который можно извлечь из действий по развитию этой системы.

Думаю, что нет необходимости говорить о том, что китайская система образования одна из древнейших в мире. Много столетий традиционное образование основывалось на конфуцианском учении и готовило кадры чиновников, верных служителей трона. Основной комплекс гуманитарных дисциплин – история, философия, литература, военно-философские трактаты – сложился в периоды Чунь-Цю (Весны и Осени 722-481 гг. до н.э.) и Чжань-Го (Сражающихся царств 403-221 г. до н.э.), династий Цинь (221-206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Классические учебные заведения открывали путь к государственным должностям.

Лишь в VII веке н.э. появились школы, в которых обучали ремеслам. В конце XIX – начале XX века Китай вступил на путь реформ. С 1860-х гг. в стране появились школы европейского образца, молодежь начала выезжать для учебы за границу. Как писал один из реформаторов Чжан Чжидун: «Китайская школа – для изучения китайских наук; западная – для изучения иностранных наук; первые врачуют душу, последние нужны для познания мира» (Цит. по: Боревская Н.Е. «Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия». М., «Восточная литература». 2003. С.15.).

В задачу моего выступления не входит даже краткий очерк истории развития образования в Китае. 

На пути китайского образования и просвещения в годы Китайской Народной Республики стояли большие трудности, я имею в виду не только объективные, но и субъективные. Дело в том, что, конечно, с начала «великой культурной революции», в результате которой пострадало 100 миллионов человек, в основном интеллигенция (См. Маркова С.Д. Китайская интеллигенция на изломах XX века. М., «Гуманитарий». 2004.), ВУЗы практически не работали. Но самое важное для нас с вами было то, что к профессуре, преподавателям университетов и школ молодежь выстраивала негативное отношение. Скажем, уважаемый декан исторического факультета профессор Чжэн Чжэньдо был выведен в шутовском колпаке во двор Пекинского университета, он не выдержал этого испытания, этого 

позора, у него случился инфаркт и он умер прямо на глазах у своих истязателей. Это продолжалось почти 10 лет, пострадало около 100 миллионов человек, в основном интеллигенция. 

 

"Хотел бы только отметить, что начатые Дэн Сяопином реформы коренным образом изменили подход к образованию в КНР. В 1983 г. Дэн Сяопин так определил цели образования : «Образование должно повернуться [лицом] к модернизации, к миру, к будущему» (Боревская Н.Е. «Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия»,.. с.31.). Но было еще и второе испытание. В 1988 г. миллионы студентов по всей стране протестовали. Против чего они протестовали? 10 юаней была плата студентам на образование, то есть их стипендия. Это было голодное, даже не полуголодное, а голодное существование. Голод выгнал их на улицу. Мало кто знает, что над площадью Тяньаньмэнь в Пекине американцы вывесили спутник, через который они вещали, пытались руководить демонстрантами, и откуда-то у всех студентов появились радиоприемники, по которым они получали разные рекомендации от своих заокеанских «наставников». Так что, такие волнения делаются профессионально, и молодежь подвергается серьезным испытаниям. Надо сказать, что в Пекине это закончилось печально, конечно, но в Шанхае аналогичные явления были улажены мирным путем, в результате чего лидер Шанхая Цзян Цзэминь стал руководителем всего Китая.

Именно в период его правления ежегодно сотни тысяч молодых граждан Китая начали выезжать за рубеж, чтобы получать образование в США, в европейских странах, в Японии и Сингапуре. К 1998 г. Китай подписал с 118 странами межправительственные соглашения, касающиеся взаимодействия в области образования. При этом 16% обучались за государственный счет, 31,1% - на средства предприятий, 52,5% за свой счет. Пройдя учебу в зарубежных вузах, треть уехавших возвращалась на работу в Китай. В американских университетах даже имела хождение такая шутка: «Что такое высшая школа в США? Это – наши университеты, в которых русские профессора обучают китайских студентов».

90% населения КНР обучалось в сельских школах. Их выпускники должны были удовлетворять потребности развития сельского хозяйства страны. По переписи 1982 г. в стране насчитывалось более 27% неграмотных. В феврале 1988 г., (когда исполнилось 10-летие реформ), было принято «Положение Госсовета КНР о работе по ликвидации неграмотности». Тогда же было принято и Уведомление ЦК КПК «О реформировании и усилении работы по нравственному воспитанию в начальных и средних школах», что отражало курс на борьбу с «духовным загрязнением», т.е. проникновением в страну зарубежной масскультуры.

Тем не менее, в конце 80-х годов образование всё ещё не удовлетворяло потребности экономического развития страны, не могло подготовить кадры, которым предстояло действовать в условиях нового этапа научно-технической революции в мире. В связи с появлением понятия непрерывное образование, которое длится всю жизнь (причем не только в школах, но и на предприятиях, и других коллективах и распространяется на всех членов общества), китайские ученые, поставили задачу поэтапного превращения образования в «грандиозную и сложную общественную систему», которая должна была охватить все возрастные группы населения. Развитию этой системы должны были содействовать различные ведомства (Боревская Н.Е. «Государство и школа. Опыт Китая на пороге III тысячелетия»,.. с.38-39.)

На этом этапе руководством КНР особая роль придавалась тому, чтобы образование повышало «качественные характеристики» членов общества. От получавших образование требовалось не только приобретение новейших знаний в области науки, техники и теории управления, но и воспитание патриотизма, коллективизма, преданности идеалам КПК. Им следовало развивать творческий дух и инициативность, быть способными принимать нестандартные решения и уметь нести личную ответственность.

В начале XXI века КНР вступила в ВТО. В связи с этим возникли новые проблемы, касавшиеся глобализации рынка образовательных услуг. Китай оказался в числе 2/3 членов ВТО, не спешивших подписать соглашение об открытии своих воспитательных рынков, так как это требовало повышения расходов на образование и увеличения количества студентов от имевшихся 11%. Это касалось и идейно-нравственного воспитания молодежи. Были введены довольно жесткие правила и нормы, ограничивающие деятельность иностранных вузов в КНР. Если говорить о сегодняшнем дне, то в сентябре 2014 г. ректору МГУ, академику Виктору Антоновичу Садовничему удалось открыть в Шэньчжэне первый Российско-китайский университет.

Реформы в области образования в КНР охватывали разные уровни. Так, в 1985 году было ликвидировано Министерство образования, вместо него был создан Комитет по образованию при Госсовете КНР. Это вдвое сократило бюрократический аппарат. Однако в 1998 г. Министерство образования было воссоздано, но структура его отделов стала соответствовать международным стандартам. Одновременно в Госсовете появилась Руководящая группа по науке, технологиям и образованию, в задачу которой входила разработка национальной образовательной политики. 

Руководство Китая, пытаясь вывести образование и науку на мировой уровень, постоянно пользовалось консультациями экспертов Всемирного банка, широко привлекало к преподавательской деятельности зарубежных профессоров. В программе преодоления кризиса 2008 г. правительство КНР выделило на науку 18 млрд. долл. (США – 5 млрд.).

В чем заключалась целевая программа образовательной политики в КНР. В том, что все уровни образования должны были готовить инженерно-технические кадры для новейшей промышленности и персонал для научных учреждений Академии наук Китая и Академии общественных наук Китая. Если взять такие государства Восточной Азии как Япония, Республика Южной Кореи, провинция Тайвань, ряд стран Юго-Восточной Азии, которые сделали рывок в своем развитии и стали именоваться «драконами» и «тиграми» Восточной Азии, то все они работали на так называемых «вброшенных технологиях». Корпорациям США и Европы было выгодно использовать дешевую рабочую силу, и они передавали новые, но не новейшие технологии в эти страны. Дело в том, что к началу XXI века в мире только пять государств могли вырабатывать новейшие научные открытия – США, Великобритания, Франция, Германия и Россия. В них были сложившиеся в течение длительного времени научные школы. О значении научных школ прекрасно поведал нам академик Жорес Иванович Алферов, выступая перед общественностью в дни своего юбилея. И не случайно наш нобелевский лауреат обратил внимание слушателей на то, что «при всех выдающихся достижениях Китая в области экономики, мы всё ещё продолжаем их учить тому, как работать с элементарными частицами».

Кстати, сегодня КНР ставит задачу подготовки своих нобелевских лауреатов в области различных наук.

Во второй половине первого десятилетия XXI века появились ощутимые результаты научно-технического рывка КНР. 

  1. Доля затрат на науку и технику в национальном доходе (В КНР принят этот показатель) возросла до 3%. 
  2. Коэффициент вклада науки и техники в развитие страны к середине первого десятилетия составил 40% (инновационные страны 70%), к концу десятилетия намечалось более 60%.
  3. Доля собственности иностранных фирм в отраслях высоких технологий составляла 80%. Но были намечены меры по снижению к 2010 г. внешней технической зависимости страны.
  4. Высшее образование стало массовым (валовой охват – 22%, включая образование взрослых) в РФ – 33% от возрастной группы 17 – 25 лет. К 2010 г. КНР намечала достигнуть 30%.
  5. Доля новых технологий в ВПП увеличилась с 10% в 1996 г. до 24%.
  6. На тот период 8 НИИ и Университетов КНР, занимающихся разработками нанотехнологий, вошли в число 50 крупнейших в мире.
  7. По масштабам производства электроники и информационных технологий – КНР заняла 3-е место в мире.
  8. Конкурентоспособность: Китай – 15 место в мире (на 2010 г.), Россия – 43 место. 

На пятилетку 2006 – 2010 гг. было намечено «обеспечить повышение темпов роста бюджетных расходов на науку и разработку новых технологий по сравнению с другими статьями бюджета». Науке был отдан приоритет и при распределении сверхплановой части налоговых поступлений (Боревская Н.Е. Новые механизмы финансирования высшей школы в КНР. М., 2009. С.10-11. См. также: Образовательные системы и образовательное законодательство государств Востока. М., «Готика». 2005; Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX – XXI веков. Сравнительный анализ. Москва. 2007 г. Эта коллективная монография подготовлена совместно Российской Академией образования и Центральной Академией педагогических исследований КНР.)

Что касается пятилетнего плана на 2011 - 2015 гг. то итоговые цифры по интересующим нас отраслям будут опубликованы в конце наступившего года. В этой пятилетке главной целью является повышение благосостояния народа. Но, тем не менее, поставлена и задача развивать передовые наукоемкие отрасли промышленности, такие как биотехнологии и охрана окружающей среды. Представляя этот план Всекитайскому собранию народных представителей премьер Вэнь Цзябао (Вэнь Цзябао трижды посещал нашу страну. Мне довелось встречаться с ним. Во время первого визита Премьер-министр КНР жил в гостинице «Президент». Встретившись с активистами общества Российско-китайской дружбы, Вэнь Цзябао начал свое выступление с пояснения, что он очень любит русскую культуру, особенно А.С. Пушкина, а Д.И. Менделеева считает крупнейшим мировым ученым. На следующий день по предложению китайского высокого гостя была организована его встреча с представителями Российской академии наук. Нас было 10 человек, представлявших различные Отделения РАН. Каждого китайский премьер расспрашивал о научных достижениях и направлениях работы соответствующего Отделения. Встреча длилась 3,5 часа. Сопровождающие премьера всё записывали. Завьялова О.И. Большой мир китайского языка. М. «Восточная книга». 2014. С. 17 – 18.) отметил, что только в 2010 г. зафиксирован двузначный рост продаж программного обеспечения, интеграции цепочек производства и других передовых продуктов, таких как микрокомпьютеры. Он также сообщил, что Правительство открыло Национальный научно-исследовательский центр нанотехнологий и планирует строительство 50-ти инженерных центров, 32-х национальных технических лабораторий, 56 лабораторий, в которых будет уделено внимание таким технологиям как цифровое телевидение и высокоскоростной доступ в Интернет. Кроме того в области технологического развития было намечено:

  • Прокладка миллиона километров новых волоконно-оптического кабеля;
  • Создание 35 млн. новых широкополосных интернет портов в общей сумме 223 млн;
  • Составление плана поддержки новых отраслей высоких технологий.

Если коснуться гуманитарных дисциплин, то хотел бы отметить, что с 1 января 2001 года в Китае действует закон КНР об общегосударственном языке и письменности. А в 2004 г. создан Государственный центр мониторинга и изучения лингвистических ресурсов. Три из пяти отделов этого центра занимаются языком СМИ. Китайское деление СМИ на группы не совпадает с западным. Первая группа – печатные издания. Вторая – «устные»: радио и телевидение. Специальный отдел занимается Интернетом. 

Спасибо за внимание.