Библиотеки в системе просвещения: современные подходы

lihomanovАнтон Владимирович Лихоманов,
генеральный директор Российской национальной библиотеки

 

Библиотеки во все времена являлись тем фундаментом, на котором зарождались и развивались наука, общественная мысль, литературные и философские течения. От XVIII в. – «Века Просвещения» нас отделяет не одно столетие, но задачи просвещения по-прежнему актуальны.


Если в XVIII – XIX вв. острой была проблема неграмотности, отсутствие возможности приобщиться к знаниям, нехватка школ, учебников, книг, то сейчас ситуация кардинальным образом изменилась. Источники информации окружают нас на каждом шагу, но значил ли это, что общество стало более просвещенным? Не наблюдаем ли мы переход количественных изменений в качественные, когда обилие информации подчас превышает возможности человека усвоить ее, когда поверхностное представление о многих предметах заменяет их истинное понимание, когда человек надеется на лежащий в кармане гаджет, создающий ощущение возможности получить ответы на все вопросы. Можно с полной уверенностью сказать, что задачи просвещения стоят сегодня не менее остро, чем 100 или 200 лет назад, изменились лишь условия, в которых мы существуем.

Интересно отметить, что сегодня библиотеки вновь возвращается к идее просветительства, преодолевая идеологические штампы начала 90-х гг. прошлого века, когда на волне безоглядной деидеологизации это понятие стало ассоциироваться исключительно с пропагандистской деятельностью и даже исчезло из закона «О библиотечном деле», принятом в 1994 г., когда библиотека рассматривалась как «информационное, культурное, образовательное учреждение». Только в 2013 г. в закон «О библиотечном деле» был внесен ряд существенных изменений и библиотеке была возвращена просветительская функция.

Возвращение к идеалам просветительства в современных условиях осуществляется уже на другом уровне. Возможности реализации просветительской функции осмысливаются и развиваются в контексте иных социокультурных условий.

24 декабря 2014 года были утверждены «Основы государственной культурной политики». Как подчеркнул В.В. Путин, в документе «отражено отношение к культуре как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов».

Сейчас идет формирование новой системы приоритетов библиотечной деятельности в контексте проекта «Основ государственной культурной политики», которые подчеркивают важность просветительской и воспитательной функций библиотек. Одновременно начата реализация масштабного проекта «Национальная электронная библиотека», призванного обеспечить удаленный доступ к огромному массиву оцифрованных изданий. В октябре 2014 г. принят «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», где также отмечена важность именно просветительской работы.

Необходимо найти правильный ответ на ключевой вопрос – какой должна стать современная российская общедоступная библиотека, чтобы соответствовать вызовам цифровой эпохи, но при этом не потерять своей гуманистической сущности.

Опираясь на традиции, современные российские библиотеки постоянно совершенствуют свою деятельность в сфере правового, экологического, эстетического, просвещения населения, ведут работу по патриотическому воспитанию молодежи, краеведению, позиционируют себя как центры поддержки образования на протяжении всей жизни человека.

Одним из важнейших направлений является работа библиотек в виртуальном пространстве, являющимся «родным» для нашей молодежи.

Например, РНБ, хранящая в своих фондах ценнейшие памятники российской и мировой культуры в 2012 г. представила во всеобщий доступ самую древнюю версию «Повести временных лет» - «Лаврентьевскую летопись». Эта работа была поддержана Центром национальной славы, и я хотел бы выразить В.И. Якунину благодарность за помощь. Очень важно, что данный проект стимулировал появление новых и новых электронных ресурсов. Так, в марте 2015 г. на сайте РНБ (nlr.ru) выложен новый интернет-ресурс «Русские автографы. Памятники русского письма в собраниях отдела рукописей РНБ», который раскрывает историю русского письма начиная со времен Остромирова Евангелия и может быть интересен самым разным читательским группам: от учащихся до ученых. Хотел бы отметить, что это результат совместной работы сотрудников библиотеки и преподавателей исторического факультета СПбГУ.

В стадии разработки находится проект «Вся Россия» - электронная энциклопедия российских регионов. Задачу, которую поставила перед собой РНБ состоит в том, чтобы интегрировать уникальные и ценнейшие материалы, собранные российскими региональными энциклопедистами, в общероссийское информационное пространство. Планируется создать специальный энциклопедический интернет-портал, снабженный унифицированным поисковым сервисом.

Многообразна деятельность российских библиотек в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне. К примеру, библиотеки предлагают школьникам и студентам создавать различные материалы о трудовых буднях родных, близких или знакомых, живших и работавших в годы Великой Отечественной войны в тех или иных районах нашей страны, интерактивные карты военных действий, реконструкции, театрализованные представления или мини-спектакли по книгам региональных авторов о войне и т.д.

Содержание инициируемых библиотеками программ меняется как в сторону расширения их участников и партнеров, так и расширения возможностей читателей для самовыражения и представления себя. Читатели все чаще становятся не только объектом воздействия, но и субъектом сотворчества. Ярким примером может служить краеведческий Интернет-проект «Живы навсегда: Ставрополье помнит войну» или акция читателей детских библиотек Кубани «Помним! Чтим! Гордимся!». Нельзя не назвать и уже ставшей традиционной акцию «Читаем детям о войне» Самарской областной детской библиотеки, которая с 2012 г. стала международной. В 2014 г. ее поддержали организации из 75 регионов России и 4 стран СНГ, в ней приняли участие более 350 000 детей и подростков. В 2015 году она пройдет 7 мая в 11.00 по московскому времени.

Сегодня библиотечное краеведение по праву можно назвать одним из ведущих направлений деятельности библиотек. В настоящее время возрос интерес к истории, литературе и культуре родного края, к известным и неизвестным землякам, своей родословной. Библиотеки откликнулись на этот интерес, в их работе краеведческий аспект отчетливо прослеживается, а для некоторых стал приоритетным направлением деятельности.

С 2005 г. региональные библиотеки России приступили к созданию литературных карт. Среди них можно назвать литературные карты Алтайского края, Архангельской, Брянской, Вологодской, Воронежской областей, Хакасии, Якутии и др. В настоящее время в РНБ идет подготовка интернет-проекта «Литературный мир России», который, без сомнения, будет интересным для многих россиян, что особенно актуально в Год литературы.

Хотел бы отметить, что вопрос о создании собственной российской интернет-энциклопедии остается пока нерешенным. По прежнему большинство наших соотечественников для удовлетворения своих информационных запросов, прежде всего, справочного характера, используют русскоязычную версию «Википедии», которая управляется из США. «Википедия» очень хороший ресурс, но не свободный от ряда недостатков системного характера. Вряд ли правильно, когда бумажная версия «Большой российской энциклопедии» стоит лишь на полках библиотек, содержащиеся в ней сведения не актуализируются и не редко устаревают, а миллионы россиян каждый час обращаются к «Википедии».

Все более широкое распространение в деятельности библиотек получает культурный туризм. Причем разработанные экскурсии библиотекари проводят как непосредственно в городском пространстве и на окрестной территории, так и создают электронные ресурсы, которые выставляют на сайтах библиотек. Это экскурсионные маршруты, видеофильмы, а также электронные ресурсы, которые постоянно актуализируются.

Важным направлением деятельности библиотек является обращение к русскому языку. Ярким примером здесь может служить поддержка библиотеками ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант». В 2014 году акция «Тотальный диктант» прошла в 352 городах в 45 странах мира.

Важно отметить, что наибольших эффект достигается при сотрудничестве библиотек и учреждений образования. Многие российские библиотеки вырабатывают новые формы такого взаимодействия. 

В бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» авантюрист Хлестаков заявляет «...я не могу жить без Петербурга. За что же, в самом деле, я должен погубить жизнь с мужиками? Теперь не те потребности, душа моя жаждет просвещения». Как выясняется дальше «просвещение» Хлестакова не идет дальше чтения газеты и посещения кофеен. 

Очень важно, чтобы в нашей стране было как можно меньше подобных «любителей просвещения», чтобы по-настоящему грамотные, образованные, культурные люди составляли большинство нашего общества. Мы должны приложить все усилия, чтобы добиться этого.