В Санкт-Петербурге завершил свою работу II Общественно-педагогический форум «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени»

 

11 апреля 2009 года в Петровском зале Санкт-Петербургского государственного университета под председательством президента Университета Л. А. Вербицкой прошло заключительное пленарное заседание II Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени», организованного совместно Центром национальной славы, Общественной палатой РФ, Санкт-Петербургским государственным университетом и Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена.

 

В ходе итогового Пленарного заседания перед участниками форума выступила президент Санкт-Петербургского государственного университета Л. А. Вербицкая, которая подчеркнула, что просвещение — это комплексная проблема для современного российского общества. «Просвещение не начинается в школе, оно идет с первых дней жизни ребенка. Это ставит перед нами вопросы взаимодействия семьи, школы и общества в целом», — подчеркнула Л. А. Вербицкая.

Она также отметила важность и значимость идеи создания попечительских советов при российских телеканалах, которая прозвучала в ходе работы форума и вошла в его Итоговую резолюцию. Участники заседания также поддержали идею нового образовательного телеканала, с инициативой которого выступили Л. А. Вербицкая и писатель Д. А. Гранин.

В ходе заключительного пленарного заседания темой отдельного обсуждения стали вопросы сохранения и развития русского языка как важнейшего инструмента русской культуры. «Парадокс настоящего времени заключается в том, что можно относительно легко найти специалиста с хорошим знанием английского языка, гораздо труднее найти работника, безупречно владеющего родным языком — русским. Ведь сегодня у нас более 70 учебников по русскому языку и ни одного хорошего. При всех возможностях до сих пор никто не превзошел изданный в 1930-х годах учебник под редакцией Л. В. Щербы», — отметила президент Санкт-Петербургского государственного университета.

Академик РАН, председатель правления Российского общества историков-архивистов В. С. Мясников в своем выступлении обратил внимание участников заседания на актуальные проблемы преподавания истории Отечества и всеобщей истории в школах и вузах нашей страны. Он подчеркнул, что отношение к истории своего Отечества в обществе среди молодежи — показатель устойчивости государства, культурно-нравственного уровня общества. В. С. Мясников в том числе отметил позитивный опыт общественных слушаний, проводимых Центром национальной славы и Общественной палатой РФ, по проблематике культурно-исторического и духовно-нравственного просвещения российского общества в регионах Российской Федерации.

Заведующий кафедрой исторического регионоведения исторического факультета СПбГУ профессор Ю. В. Кривошеев, выступая перед участниками заключительного пленарного заседания, представил предложения, принятые по итогам работы секции «Стратегия воспитания личности. Формирование системы культурно-исторического просвещения в современном российском обществе», адресованные Общественной палате РФ, профильным министерствам и ведомствам.

В своем выступлении ректор Ленинградского областного института развития образования, ведущий секции «Корпоративная и гражданская этика в профессиональном образовании» Общественно-педагогического форума, С. А. Лисицын обратил внимание участников заключительного пленарного заседания, что тема культурно-нравственного просвещения современного российского общества имеет в настоящее время значительный общественный резонанс. Он также отметил, что именно работа I Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» вызвала широкую общественную дискуссию по данной проблематике, которая становится предметом обсуждения и в сфере общественных отношений, и на государственном уровне.

С. А. Лисицын, подводя итоги работы секции, отметил: «Воспитание в учреждениях профессионального образования является составной частью процесса формирования не только личностных качеств конкурентоспособного работника, но и личности в ее нравственном и этическом измерении. В данном контексте воспитание в профессиональной школе является одним из элементов формирования гражданского общества». Он также представил вниманию участников пленарного заседания предложения, принятые по итогам работы секции, адресованные Общественной палате РФ, профильным министерствам и ведомствам.
Завершило заседание выступление вице-президента Центра национальной славы, члена Общественной палаты З. Г. Медоевой, которая отметила, что II Общественно-педагогический форум «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» стал хорошим примером общественно-государственного партнерства по актуальной проблематике просвещения в России. Она также представила вниманию участников форума проект Итоговой резолюции по результатам работы пленарных и секционных заседаний, а также выразила глубокую благодарность и признательность всем партнерам Центра национальной славы и Общественной палаты РФ за участие в подготовке и проведении II Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени».

См. также материалы сессии