Состоялось пленарное заседание VI Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени»

 

12 апреля 2013 года в Актовом зале Санкт-Петербургского государственного университета прошло пленарное заседание VI сессии Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени».

 

 

В заседании приняли участие: Ректор СПбГУ Н.М. Кропачев, Президент СПбГУ, академик РАО Л.А. Вербицкая, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию В.А. Никонов, Генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, И.о. ректора, первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Заслуженный деятель науки РФ С.А. Гончаров, академик РАН В.С. Мясников, депутат Государственной Думы РФ С.Ю. Фабричный, член Правления Центра Национальной Славы и Фонда Андрея Первозванного, Руководитель Аппарата Президента, Вице-президент ОАО «Российские железные дороги» В.В. Бушуев, Вице-президент Центра Национальной Славы и Фонда Андрея Первозванного З.Г. Медоева и другие представители органов государственной власти, сферы образования, общественных организаций, деятели науки и культуры.

 

В ходе пленарного заседания Вице-президентом ЦНС З.Г. Медоевой был зачитан доклад Сопредседателя Общественно-педагогического форума, Председателя Попечительского Совета Центра Национальной Славы и Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунина, в котором, в частности, подчеркивается: «На нынешнем историческом этапе судьбы государств, тенденции мировой геополитики и экономики определяются целым комплексом новых реалий, значение которых в современном мире трудно переоценить. Человеческий капитал - реальность, смысл которой мы еще в полной мере не осознали. Это, безусловно, значительный ресурс становления общества. Растрата человеческого капитала оборачивается неизбежной угрозой для государства. Именно поэтому лидерство стран в ХХI-м веке определяется главными показателями возросшей глобальной конкуренции: человеческими и интеллектуальными ресурсами... На протяжении всей своей истории Россия испытывала внешние угрозы, несмотря на которые удавалось сохранить национальную идентичность, запуская механизмы внутреннего сплочения общества. Каждый раз это способствовало развитию российской государственности на новых исторических этапах. Так и сегодня вызовы современности должны стать фактором солидаризации, объединения российского общества на основе его устоявшихся ценностных ориентиров. Поэтому стратегические задачи государственного развития должны найти отражение и в системе образования, которая в России традиционно является фундаментом национальной культуры, квинтэссенцией общественного мировоззрения».  

 

В своем выступлении Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию В.А. Никонов подчеркнул, что сферу образования, которая в 1990-е годы пережила настоящую катастрофу (из сферы образования ушло целое поколение, а само образование сохранилось лишь благодаря подвижникам), сегодня можно определить в качестве основного стратегического направления развития общества. Он подчеркнул, что для сохранения и развития национальной системы образования затраты на эту сферу должны быть существенно выше нынешних 4% ВВП. В своем выступлении В.А. Никонов также коснулся актуальных проблем высшего, среднего и дошкольного образования, подчеркнув, что в настоящее время Россия успешно преодолевает демографический кризис, но в целом по стране «мы имеем 360 000 неудовлетворенных заявок в детские сады, во многих городах страны переполнены начальные классы школ». От имени комитета Государственной Думы РФ по образованию В.А. Никонов заявил о готовности рассмотреть проект итоговых рекомендаций Форума и использовать в работе идеи и инициативы его участников, в том числе, по вопросу совершенствования Федерального закона «Об образовании в РФ».  

 

В своем выступлении Председатель Программного комитета, Президент СПбГУ, академик РАО Л.А. Вербицкая выразила слова благодарности Центру Национальной Славы и лично В.И. Якунину за внимание к актуальным проблемам образования и просвещения в современной России, а также за инициативу проведения Общественно-педагогического форума, который ежегодно объединяет представителей органов государственной власти, педагогов, деятелей науки и искусства в конструктивном диалоге о состоянии и перспективах российского образования. В своем выступлении Л.А. Вербицкая коснулась проблем сохранения и развития русского языка на современном этапе общественного развития. Она подчеркнула, что «грубый язык, господствующий в средствах массовой информации, свидетельствует о состоянии мышления всей нации», поэтому, по ее словам, «необходимо изменить отношение к языку и тем самым поднять на другой уровень общественное сознание». Она отметила, что государственная языковая политика на современном этапе, безусловно, должна быть более жесткой и не допускать проникновения в язык вульгаризмов «из бандитских сериалов и примитивных песен».

 

Генеральный директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский в своем выступлении отметил, что проблемы образования и просвещения в настоящее время приобретают особую актуальность. «Мы живем в ситуации острого конфликта культуры и бескультурья. Особенно остро этот конфликт переживается в Санкт-Петербурге», - подчеркнул М.Б. Пиотровский. Он отметил, что интеллигенция – это, прежде всего, учителя, от возможностей которых зависит качество современного образования и уровень интеллигентности подрастающего поколения граждан России.  Академик Российской Академии наук В.С. Мясников посвятил свое выступление актуальным проблемам Академии наук и ее роли в процессе просвещения на протяжении всей истории существования. Он выразил надежду, что предстоящее реформирование Академии повысит эффективность ее работы, которая, в свою очередь, внесет свой вклад в дело просвещения современного российского общества.

 

Выступление депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Ю. Фабричного было посвящено практике культурно-исторического просвещения в регионах Российской Федерации. Он, в частности, рассказал участникам Форума об успешном опыте реализации в Новгородской области совместного с Государственным академическим Мариинским театром проекта «Мариинка on-line», возникшего по итогам работы V Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени».

 

Российский режиссер документальных фильмов, главный редактор телевидения и радиовещания студии «Культура» (Санкт-Петербург) В.С. Правдюк посвятил свое выступление вопросам сохранения исторической памяти и переосмысления истории России XX века. Он отметил, что в истории нашей страны есть периоды, память о которых еще предстоит восстанавливать в нашем обществе, к примеру, Первая Мировая война, столетие с начала которой весь мир отметит в будущем, 2014-м году.

 

В ходе работы Пленарного заседания также прозвучали выступления по итогам работы секций Форума, которые прошли 11 апреля 2013 года на Филологическом факультете и Факультете журналистики СПБГУ, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена и в Нахимовском военно-морском училище.

 

С выступлениями о результатах работы секций и рекомендациях, выработанных в рамках секционных заседаний, выступили: И.о. ректора, первый проректор РГПУ им. А.И. Герцена, Заслуженный деятель науки РФ С.А. Гончаров, Заведующий кафедрой истории Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения В.В. Фортунатов, Декан факультета журналистики СПбГУ Л.П. Громова, режиссёр, директор телеканала ТВН (Эстония), Директор филиала белорусского телевидения в Евросоюзе О.А. Беседин, Главный редактор ИПЦ "Клёпа", Заслуженный работник культуры РФ Н.Ю. Дубинина, Президент Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова И.И. Костылев и Генеральный директор НПО «Ком-пласт» С.И. Цыбуков.

 

По итогам работы VI сессии Общественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» ее участники приняли рекомендации в адрес органов государственной власти, направленные на формирование основ культурно-исторического просвещения современного российского общества и совершенствование Федерального закона «Об образовании в РФ».

См. также материалы сессии