Доклад по итогам работы секционного заседания «СМИ в системе просвещения: современные технологии и ценностные ориентиры»

kruglikovaКругликова Ольга Сергеевна,
Доцент кафедры истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат филологических наук

 

 

Здравствуйте дорогие коллеги, участники Форума.

Мое выступление содержательно распадается на две части. Я бы хотела начать с рассказа о той работе, которая была проделана совместно c соучредителями Форума по созданию интернет-ресурса Форума на мультимедийной площадке СПбГУ.

Задача этого интернет-ресурса заключалась в том, чтобы Форум, в котором мы сегодня принимаем участие, стал действительно круглогодичной, постоянно действующей площадкой широкой общественной дискуссии по тем вопросам, которым он посвящен. Нам бы хотелось как можно шире привлекать к участию в этих дискуссиях наших коллег из регионов, общение с которыми в личном взаимодействии бывает иногда затруднено тем, что мы далеко друг от друга находимся, и данный интернет-ресурс на наш взгляд может помочь решить эту проблему.

Как видите, ключевые разделы этого сайта посвящены постоянно действующим секциям Форума, размещенные на этих разделах материалы позволяют в интерактивном режиме обсуждать те вопросы, которые вы, как участники, ставите и решаете в процессе работы секции, проводить голосования в онлайн-режиме, размещать те или иные материалы и публикации, обсуждать возможные резолюции, дает достаточно широкие возможности для общения. Кроме того, нам казалось принципиально важным сделать так, чтобы все участники Форума могли хотя бы в онлайн-режиме присутствовать на тех мероприятиях, которые проводятся в рамках Форума, поэтому на сайте есть раздел «Видеоматериалы», где представлены видео-лекции, анонсы мероприятий, с которыми также можно ознакомиться.

Кроме того одним из важнейших ресурсов на этом сайте является раздел, связанный с профориентацией. В Форуме принимают участие представители самых разных ВУЗов, вряд ли хотя бы один ВУЗ может сказать, что перед ним остро не стоит проблема профориентации, проблема привлечения абитуриентов, совершающих осознанный и гармоничный выбор профессии. И поэтому наша общая задача – помогать в непростом решении этого вопроса и школьникам, и их родителям, и своим коллегам. Раздел, посвященный профориентации должен стать, на наш взгляд, плодом нашего сотворчества со всеми участниками Форума, потому что в каждом ВУЗе есть эксперты по профориентации, есть квалифицированные психологи, есть люди, имеющие опыт в этой сфере, их участие в формировании контента этого раздела неоценимо.

На сегодняшний день на этом ресурсе уже находятся видео-консультации экспертов по профориентации, основная информация по профориентационным мероприятиям, основная информация о том, какие существуют методики профориентации.

Для нас принципиально важным было представить эту информацию в той форме, которая будет удобна и интересна для восприятия молодежи. Это элементы интерактивной инфографики. К примеру, «Дорожная карта правильного выбора профессии», где каждый этап совершения этого выбора представлен в виде неких инфографических элементов, каждый из них интерактивен, то есть, кликнув на любой элемент на каждом шаге, абитуриент может получить профессиональную видео-консультацию эксперта или дополнительные информационные материалы, которые могут ему понадобиться на этом этапе выбора. Но, конечно, этот раздел сейчас начинает свою работу. То, насколько успешен он будет, будет зависеть от того, как широко вы включитесь в этот процесс совместной работы. СПбГУ и Центр национальной славы в этом смысле к сотрудничеству открыты, и любые ваши предложения с удовольствием рассмотрят и реализуют.

Переходя к следующей теме, к отчету о работе нашей секции, связанной со средствами массовой информации, хочу сказать, что этот ресурс уже помог нам сделать работу нашей секции более эффективной. Мы старались привлечь как можно больше представителей профессионального журналистского сообщества в участия в заявленном диалоге. Конечно, в большинстве случаев это люди с очень напряженным графиком, которым вместе собраться трудно, и мы дополнительно расширили круг участников нашей секции за счёт того, что взяли видео-интервью у многих представителей редакций ведущих петербургских СМИ, и они, таким образом, смогли принимать участие в работе нашей секции, даже физически не присутствуя на заседании. Ресурс, таким образом, помог нам более эффективно провести заседание нашей секции.

Теперь давайте перейдем к разговору о том, что происходило на секции, посвященной СМИ. Я думаю, что эта секция одна из наиболее эмоционально напряженных, потому что у многих есть вопросы, есть претензии, есть свои мысли и соображения относительно современного состояния СМИ. Что же обсуждали профессионалы, и к каким выводам они пришли.

Сразу скажу, что общая логика моего рассказа будет следующей: я постараюсь очертить в общих словах проблему, которая обсуждалась, и сразу же показать, каким образом наше представление о решении этой проблемы находило отражение в конечном документе, в ее рекомендациях. Поскольку наш Форум должен быть ориентирован и на практическую деятельность, то нам важно не просто говорить о проблемах, но и предлагать пути их решения.

Мы назвали первую часть своей секции «Система образования и СМИ – оптимальные пути партнерства». Как из напряженных, несомненно, отношений, в которых сейчас находится система образования и СМИ, потому что они пока, на наш взгляд, не очень гармонично сотрудничают, прийти к путям оптимального партнерства. Для этого мы спросили специалистов в сфере СМИ: считают ли современные практикующие журналисты себя просветителями, признают ли они просветительскую функцию своей профессии. Ответы были очень разные, вот самые основные, к которым сводилась наша дискуссия. Вариант первый: журналист – информатор, он констатирует факт, а просвещать должны семья и школа. Вариант следующий: журналистика – ремесло, журналист выполняет свою работу за деньги, как любой сантехник. И, наконец, довольно значительная часть профессионального сообщества признала, что журналист должен быть просветителем, журналистика не может отказаться от выполнения своих просветительских функций.

Но какие же проблемы есть у современных журналистов, даже у тех, кто готовы и искренне стремятся признать себя просветителями и стремятся к просветительской деятельности. Проблема заключается как всегда к системе рейтингов, в том, каким образом определяется популярность того или иного канала, какие источники финансирования есть у этого канала. Просветительский контент трубно сделать популярным и выгодным. В этом отношении представителям СМИ, тем, у которых есть интересные идеи и проекты в этой сфере, требуется государственная поддержка. Поэтому мы предлагаем разработать концепцию культурно-просветительских информационных передач на радио и телевидении, направленных на освещение исторических и культурных традиций России. Внедрить систему целевой финансовой поддержки СМИ, приоритетно нацеленных на создание и распространение материалов просветительского характера, ввести для федеральных СМИ рекомендованные нормативы выделения печатных площадей и эфирного времени материалам культурно-просветительской направленности.

Также всеми участниками секции отмечалась необходимость способствовать созданию телеканалов учебной и просветительской направленности, обеспечив их специально разработанными учебно-методическими и документальными материалами, при этом особое внимание уделить программам, развивающим и сохраняющим русский язык как основу национальной культуры и базу межнациональной интеграции на постсоветском пространстве.

Широкий разброс мнений профессионального сообщества, который мы увидели, когда задали вопрос, считаете ли вы себя просветителями, перед нами поставил следующий вопрос: почему возникает такое многообразие трактовки тех вопросов, которые являются главными в определении смысла нашей профессии? Каковы же общие установки современного журналиста, каковы его ценностные ориентиры, личная мораль и профессиональная этика?

Мои коллеги из СПбГУ представили очень интересные социологические исследования, которые они проводили в сотрудничестве с несколькими западными университетами. Они проводили интервью с представителями профессиональной журналистской отрасли с тем, чтобы выявить их этические принципы. И выяснилось, что эти этические принципы теснейшим образом взаимосвязаны с тем, в какие годы журналист получил свое профессиональное образование и пришел работать.

У нас есть так называемая «старая гвардия», те, кто пришли в профессию до перестройки. Эти люди имеют четко сформулированные профессионально-этические установки и часто оказываются в ситуации сложного морального выбора.

«Люди 90-х», те, кто в это время стали профессиональными. Здесь обнаруживается интересная картина. Они зачастую затрудняются в формулировке своих профессионально-этических принципов, потому что вообще затрудняются с разграничением сфер профессиональной морали и этики, что к ним относится.

Казалось бы, несколько более позитивная ситуация с молодыми специалистами, с теми, кто совсем недавно пришел в профессию. Они очень уверенно и очень четко формулируют этические принципы, которым собираются следовать. Но дальше они дают удивительный ответ на вопрос: оказываетесь ли вы в ходе своей профессиональной деятельности в ситуации сложного морального выбора? Нет, не оказываемся. Из чего можно сделать простой вывод… Если у человека действительно есть принципы и он их отстаивает, он должен оказываться в ситуации сложного морального выбора, практически повседневно в своей работе. А если эти две вещи не совпадают, то мы, наверное, должны сделать вывод, что современные специалисты – это продукты нашей образовательной системы последних лет, со всеми ее плюсами и минусами. А именно, они очень хорошо выучили, каковы могут быть профессиональные принципы журналиста, они очень бойко и компетентно могут о них рассказать. Но эти принципы не стали частью личности, не оказались интегрированы в их мировоззрение, да и мировоззрение зачастую не сформировано, это выясняется при более глубоких исследованиях.

И это заставляет нас говорить об определенных сложностях, существующих в системе образования. Один участник секции в шутку предложил посчитать, сколько раз мы негативно высказались в адрес болонской системы за время проведения секции, на десятом разе мы сбились, но любопытно, что один из участников секции начал свое выступление со слов: «Я жертва болонской системы». Это заставило нас улыбнуться.

Наши предложения в этом смысле, думаю, будут во многом созвучны, с тем, что уже прозвучало. Возрождать общую гуманитарную базу журналистского профессионального образования, подвергая пересмотру технологически ориентированный подход, возрождая лучшие традиции национальной системы образования, нацеленной на формирование научного мировоззрения и воспитание личности.

Но дальше мы задались следующим вопросом. А что мы вообще здесь обсуждаем, есть ли у журналистики реальная возможность выполнять свою просветительскую функцию? Мы задаем этот вопрос, потому что социологические исследования Левада-центра, относительно недавно опубликованные, говорят нам о следующем. То, что молодежь давно не читает газет и журналов, мы уже несколько лет назад могли констатировать этот факт. Но сейчас ситуация такая: молодежь не смотрит даже телевидение, которое недавно лидировало как источник информации. Современная аудитория телевидения постепенно приближается к порогу 50 лет и старше в крупных городах. В регионах несколько иначе обстоит дело, но в Москве и Петербурге это практически уже так, и эта тенденция будет распространяться. Люди, которым нет еще 20 лет, практически не контактируют с традиционной системой СМИ. Информационное поведение молодежи характеризуется отказом от контакта с профессиональной журналистикой, использованием в качестве источника информации интернет-источников, прежде всего, новостных агрегаторов. Это системы, которые более или менее случайно генерируют отрывочный набор новостей без комментариев, без осмысления, без работы профессионального журналиста над их подачей, или это неконтролируемая хаотическая сфера социальных сетей.

Поэтому когда мы говорим о просветительской функции журналистики, мы должны понимать, что какое бы замечательное законодательство мы ни разработали в сфере регулирования той журналистики, которая этому законодательству подвержена, которая находится в правовом поле, но она уже давно не контактирует с самой уязвимой аудиторией - молодежью. Здесь перед нами стоят задачи вернуть молодежную аудиторию к общению с традиционной журналистикой, научить детей еще в школе читать газеты, приучить их читать журналы, научить их обращаться с материалами СМИ. Для этого следует, конечно, оказывать поддержку учебным заведениям, которые издают свои собственные издания, проводят курс медиа-грамотности в рамках школьной программы. Умение правильно работать с контентом СМИ позволит нам решить еще одну проблему, ведь проблема современной агрессии в информационном поле зачастую обусловлена тем, что молодежь некритично воспринимает информацию, она не умеет оценивать, что и почему публикуется в СМИ. Наша задача вернуть их к правильному общению с профессиональной журналистикой, научить сравнивать источники информации, анализировать источники информации, подходить к ним с определенной долей критики.

Именно обсуждая этот вопрос, мы перешли вполне логично к следующему блоку нашей секции: как противостоять спланированному деструктивному информационному воздействию на молодежь? Как победить в «информационной войне»?

Здесь звучали выступления наших коллег из Молдовы, Эстонии. Надо сказать, что их рассказы о том, что происходит сейчас в информационном пространстве этих стран, заставили нас думать, что на постсоветском пространстве Россия уже проиграла «информационную войну». Но если мы не подумаем о том, как нам противостоять в этой войне дальше, то мы рискуем проиграть ее и на внутриполитическом уровне.

Поэтому нам показалось принципиально важным подготовить специалистов в сфере стратегических коммуникаций, способных системно и профессионально противостоять информационным угрозам в долгосрочной перспективе. Тем более, на сегодняшний день есть уже профессиональные педагогические наработки, в том числе в СПбГУ. Программа магистратуры по стратегическим коммуникациям может выпускать по несколько человек магистрантов раз в два года, это невозможно мало в наших условиях. Специалисты по стратегическим коммуникациям - это те, кто способны не только грамотно отвечать в современном информационном поле на эти вызовы, но и те, кто способны их предвидеть в долгосрочной перспективе и предотвращать, начинать не постфактум осмыслять, как же были организованы «цветные революции», а предотвращать их, понимая, что происходит на предварительном этапе. Здесь тоже, разумеется, требуется серьезная поддержка со стороны государства, хотя, повторюсь, возможность для реализации этих программ есть.

Конечно, необходимо систематическое повышение квалификации для практикующих журналистов с целью адаптации их профессиональных навыков для работы в зарубежных СМИ. Необходимо проводить переквалификацию журналистских кадров, готовить их особым образом для того, чтобы они могли писать для европейской аудитории, понимая контекст, понимая восприятие европейцев. Такого рода профессиональную подготовку необходимо реализовать, возможности современной вузовской системы это позволяют.

Вот такие проблемы обсуждались на нашей секции, к таким мы пришли выводам. Мы очень надеемся, что наши рекомендации найдут поддержку и привлекут к себе внимание и общественных организаций, и органов государственной власти. Ну а с полным текстом рекомендаций можно ознакомиться на том самом ресурсе, о котором я говорила в начале своего выступления, в разделе «Секции», и я очень надеюсь, что там они тоже будут обсуждаться.

Спасибо.