Полтавченко Георгий Сергеевич,
Губернатор Санкт-Петербурга
Уважаемые участники и гости форума!
Дорогие друзья!
Рад приветствовать вас в Санкт-Петербурге – в городе, который по праву называют колыбелью российской науки!
На берегах Невы три века назад по указу императора Петра I была основана Российская академия наук, открыты Академическая гимназия и Академический университет.
Сегодня научно-образовательная сфера Петербурга – это целый комплекс, который объединяет интеллектуальный потенциал 300 научных и исследовательских организаций, более 100 вузов. В нашем городе работает 8 тысяч докторов, 25 тысяч кандидатов наук, 25 тысяч преподавателей высшей школы.
Петербургские вузы и научные институты проводят сегодня уникальные исследования, которые находят практическое применение во всех сферах жизни – от здравоохранения и экологии до космоса и оборонно-промышленного комплекса.
Санкт-Петербург по праву занимает лидирующие позиции в России в развитии образования. Город многие годы с успехом решает важнейшую задачу – готовит высококвалифицированных специалистов, воспитывает гармонично развитых людей. И в этом главная заслуга бесконечно преданных своему делу педагогов. Именно от них зависит будущее нашего города и нашей страны.
Великий русский историк Василий Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Эти слова в полной мере можно отнести к нашим учителям.
Ваша конференция проходит в Санкт-Петербургском государственном университете – ведущем вузе нашей страны, который дал миру знаменитых ученых, педагогов, общественных и государственных деятелей. Как и МГУ, Петербургский университет имеет особый статус. Он выступает мощным локомотивом всей системы высшего профессионального образования и научных исследований.
Ярким представителем национальной педагогической школы России является Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Выпускники университета – специалисты высочайшей квалификации. Они не только хорошо владеют профессиональными навыками, но и подготовлены к масштабным переменам, которые происходят сегодня в образовательной отрасли. Эти преобразования требуют совершенствования педагогических практик, инновационных средств обучения, повышения эффективности управления школой. И мы видим, как наши педагоги сегодня активно участвуют в этом процессе.
Мы всячески поддерживаем в стремлении учиться талантливую молодежь. В наш город приезжают получать образование европейского уровня студенты из разных регионов России, из зарубежных стран. Хочу отметить, что в последнее время стали особенно востребованными инженерно-технические специальности.
В нашем городе сформирована уникальная система отбора и поддержки талантов – от школьников старших классов до аспирантов, кандидатов наук. Ежегодно на молодежные премии, гранты и субсидии молодым ученым из бюджета города выделяется более 65 млн. рублей.
Повышение престижа петербургской школы, мотивации труда учителей способствует успешное выполнение Санкт-Петербургом «майских» Указов Президента России. В настоящее время заработная плата петербургских педагогов сравнялась со среднегородской. Достигнуты серьезные результаты в повышении качества образования и доступности образовательных услуг. У нас практически ликвидирована очередь в дошкольные учреждения для детей от 3 до 7 лет.
В рамках Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года город создает все возможности для непрерывной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда, в первую очередь – реального сектора экономики. На сегодняшний день профессиональными образовательными учреждениями заключено уже более 1600 договоров с предприятиями города на подготовку кадров. Здесь нужно и дальше объединять ресурсы государства, образовательных учреждений и бизнеса.
Научно-образовательный потенциал, человеческий и интеллектуальный капитал – главное преимущество Санкт-Петербурга. Это наш главный ресурс в построении «умной» экономики, инновационной «экономики знаний». В сочетании с благоприятным деловым климатом это наш главный инструмент в создании высокотехнологичных предприятий, способных выпускать продукт с высокой добавленной стоимостью.
Инновации, самые смелые идеи рождаются еще в школе. В Законе «Об образовании в Санкт-Петербурге» есть отдельная статья об инновационной деятельности. Сегодня у нас в режиме региональных инновационных площадок работает 91 образовательное учреждение – почти каждая седьмая городская школа. Здесь решаются задачи по апробации федеральных государственных стандартов, развитий инклюзивного образования, взаимодействия школы с социальными партнерами. Стало хорошей традицией проведение конкурсов инновационных разработок школ и педагогов. Несколько дней назад завершился Петербургский образовательный форум. Его участники – представители всех регионов России, многих зарубежных государств получили возможность обменяться передовым опытом.
В 2014 году был опубликован доклад Международной организации экономического сотрудничества и развития «Измерение инноваций в образовании». В нем проанализированы системы школьного образования 28 стран по уровню инновационности. Не может не радовать, что система образования России заняла 5 место из 28. Наша страна обошла таких признанных лидеров мирового образования, как Гонконг, Израиль, Сингапур, Япония. В этом достижении есть весомый вклад петербургской образовательной школы. Это свидетельствует о правильности выбранного нами курса и о том значительном потенциале, который имеет наша система образования. И мы будем и дальше продолжать эту работу.
Я желаю всем участникам форума успешной и плодотворной работы, интересных и полезных дискуссий.